Несправедливые штрафы
Услышали недавний сюжет про многотысячные штрафы за превышение габаритов грузовиков, хотя сами фуры в размерах никак увеличиться не могли, и рассказали о своих случаях.
Ситуация с пострадавшим из Воронежской области разрешилась, толком не начавшись. У него был новый грузовик КамАЗ, весогабаритная рамка показала превышение габаритов по ширине, чего быть не могло. Обжаловал, и штраф без проблем сразу отменили.
У другой пострадавшей, Ольги из Рязанской области, так просто не получилось. Она помогает своему мужу-дальнобойщику с оформлением заказов, его фура ездит по России уже пять лет, и ни разу проблем с габаритами не возникало. Везли из Курска в город Касимов полиамидную нить, в бобинах, упакованную на паллеты.
В 100 километрах от конечной точки маршрута проехали весогабаритную рамку в деревне Батыково. А потом еще раз, когда ехали обратно. А до этого был еще один проезд. В итоге — три штрафа на общую сумму в 750 тысяч рублей.
Замеры превышения габаритов везде разные — от 16 до 22 сантиметров. Вместе с юристами Ольга провела мини-расследование, по открытым данным, на эту рамку в Батыково поступает много жалоб. Сначала обратились в орган, выдавший постановление, просили экспертизу полуприцепа, им отказали. Теперь подали в суд, рассказывает Ольга:
«Искали телефоны в интернете и звонили, и все говорили: «Это не к нам, это не к нам, это не туда и не сюда». И поэтому мы обратились к юристам. Все оспаривается, мы ничего не платили. Частично приставы у нас уже сняли один штраф. Сейчас мы судимся. Возможно, рамка как-то стоит, может быть, дунуло ветром. То есть видно, что никакого груза негабаритного мы не везли. Сами параллельно сделали в Москве экспертизу. Дали заключение, что никакого переоборудования не производилось. У нас уже прошло два заседания, они были у одного и того же судьи, которая уменьшила нам вполовину штраф, до 125 [тысяч]. Это та сумма, которая платится в течение 20 дней. Третьего заседания еще не было — [назначили] на 18 мая».
С историей Ольги Business FM обратилась в Ространснадзор, который рассылает штрафы. Заодно припомнила два прошлых эпизода из Воронежской области, о которых рассказывала ранее. В одном случае было превышение по весу, штраф в итоге отменили, в другом случае — по габаритам, аж на полметра, там дело еще на стадии суда. Вот что рассказал начальник Юго-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора ЦФО Ространснадзора Ярослав Асташов:
Ярослав Асташов, начальник Юго-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора ЦФО Ространснадзора
«Все рамки обслуживаются региональным органом власти. Это не федеральная служба по надзору средств транспорта, не Ространснадзор. Все превышения устанавливаются актом. Акт подписывает орган власти, направляет нам. Мы видим в этом акте фронтальное фото, госномер, марку транспортного средства, частично видим боковое фото всего транспортного средства — тягач с полуприцепом. И частично фото сверху. Причем фото сбоку только с одного ракурса. Мы не можем на основании этой визуализации определить отсутствие правонарушения. Мы сами находимся в непростой ситуации, и у нас законом установлено, что мы не можем, так скажем, не доверять решениям ведущей инстанции, это опять к органу власти».
Пострадавшие водители жалуются не только на то, что камеры на рамках считают неправильно, их не устраивает их внешний вид. Например, что нет остановок ни до, ни после рамки, нет предупреждающих баннеров. Необязательно, говорят юристы, что сама рамка неисправна или параметры измерения ей заданы неверно. Может, грузовик на кочке подскочил, или кусок тента отцепился. Неважно, как рамка выглядит, главное, что она имеет действующий сертификат как средство измерения. И когда суды не принимают во внимание сторонние экспертизы, их тоже можно понять, отмечает автоюрист Сергей Радько:
Сергей Радько, автоюрист:
«Оспорить такие постановления крайне сложно, потому что экспертиза делается уже потом, когда машина теоретически могла быть приведена в порядок. Поэтому суды в какой-то мере правы, отвергая эти экспертизы. Если есть нарекания к работе тех камер, нужно в первую очередь обжаловать эти постановления, истребовать документы о сертификации поверки этих приборов. Возможно, там есть нарушения, возможно, не пройдена метрологическая поверка. Нужно писать жалобы не только в суды или в ГИБДД, но и в те органы, которые непосредственно ведают этими измерительными системами. А вообще, если по-честному подходить, надо сначала еще раз проверить все камеры поголовно, только потом запускать заново. Потому что одно дело — штраф 500 рублей за превышение скорости. А другое дело — штраф 250 или 300 тысяч рублей. Это, может быть, выйдет дороже, чем сама цена перевозки, а это недопустимо».
Пострадавшие считают, что рамки просто отданы на обслуживание частным лицам за процент со штрафов, а те за исправностью измерений толком не следят. В Ространснадзоре в ответ на вопрос о принадлежности объектов заявили, что это не в их компетенции. Взяли контакты пострадавшей Ольги, чтобы разобраться, и вскоре ответили, что штраф ей был выписан в прошлом году. А в ведомство Ространснадзора штрафы перешли только с нового года. Спрашивать снова надо, по идее, с ГИБДД и УМВД. Запрос Business FM направила — на момент публикации материала ответ не поступил.